Педагог социальный и педагог психолог рекомендуют

Профессиональный стресс

Профессиональный стресс      Четыре стадии синдрома опустошения (профессионального выгорания)

  • Завышенные ожидания и идеализм. Признаки: восторженное отношение к работе, самоотверженность и увлеченность, высокая активность и образованность, позитивная конструктивная позиция, хорошая перспектива.
  • Пессимизм и раннее разочарование в работе. Признаки: физическая и моральная усталость, отчаяние и разочарование, снижение морального духа, скука, ранние признаки стресса.
  • Самоотстранение и изоляция. Признаки: уклонение от контактов с сослуживцами, гнев и враждебность, сильный негативизм, депрессия и другие эмоциональные нарушения, затруднения в принятии решений и концентрации внимания, сильная физическая и моральная усталость, множество признаков стресса.
  • Необратимая отчужденность и утрата интереса. Признаки: очень низкая самооценка, регулярные опоздания и прогулы, устойчивое негативное отношение к работе, законченный цинизм, полное эмоциональное истощение, ярко выраженные признаки физического и морального стресса.

Что делать?

Если мы не достигли четвертой стадии опустошения, процесс еще можно повернуть вспять — путем изменения целей в работе, позиций и поведения. Вот некоторые весьма эффективные приемы — проверенные «наполнители» опустошения:

  • Выражайте свои чувства и эмоции. Облачение стресса в слова при общении с коллегами предотвращает изоляцию. Обмен мнениями играет роль буфера, поскольку общение и разделение чувств с окружающими является способом избавления от стресса и восстановления порядка вещей.
  • Планируйте свое время. Перерывы в работе необходимы каждому для сохранения свежести восприятия и перспектив. 
  • Изучите свое распределение энергии в течении дня (биоритмы). В соответствии планируйте работу, распределяя дела, вызывающие стресс, на периоды прилива энергии. Это предотвратит усталость и разочарование.
  • Никогда не задумывайте несколько стрессовых дел одновременно. Предусмотрев в каждый конкретный момент только одно стрессовое занятие, вы избежите завалов в работе, получите ощущение большей результативности и не подвергнетесь стрессу от ощущения перегруженности.
  • Делайте физические упражнения на свежем воздухе. Взбадривая тело, мы освежаем ум. Нашему мозгу требуется деятельность всего организма для обновления чувств и повышения производительности. Кроме того, улучшаются общий тонус и самочувствие.
  • Разбивайте крупные дела на части. Тогда они не будут казаться невыполнимыми. Делая работу поэтапно, можно не осознавать ее истинных объемов вплоть до завершения.
  • Не упускайте случая разделить с кем-то ответственность. Вместо того, чтобы взваливать на себя все дела, привлекайте к их выполнению и принятию решений коллег.
  • Научитесь говорить «нет». Никогда не считайте себя обязанным брать дополнительную работу или выполнять задания не являющиеся обязательными, но вызывающие гнев или враждебность. Оставляя за собой право выбора работы, в которой готовы участвовать, мы приобретаем ощущение контроля за ситуацией, необходимое для устойчивости к стрессам.
  • Повышайте квалификацию. Вы должны быть в курсе прогрессивных идей и изменений и следить за новыми технологиями. Посещая курсы и семинары, участвуя в дополнительных профессиональных тренингах, мы идем в ногу со временем и избавляемся от чувства несоответствия, оторванности от жизни и изолированности.
  • Стремитесь к успеху. Никогда не удовлетворяйтесь выполнением только того, чему вас учили. Те, кто добивается успеха, постоянно учатся, рискуют, отходят от традиционного пути во имя карьеры и всегда готовы к новым волнующим трудностям. Если вы готовы расти над собой и стремиться к успеху, то скорее всего, никогда не испытаете опустошения.
  • Научитесь расслабляться. Ежедневно на несколько минут сядьте в сторонке и придайте телу положение «расслабленного равновесия». Овладев искусством аутотренинга, вы получите больше пользы, чем от сна, и будете готовы воспринимать стрессы и более уверенно справляться с ними.

 

свернуть

Памятка учителю по работе с трудными подростками

РЕКОМЕНДАЦИИ классному руководителю по работе с «трудными» подростками

  1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обя­занности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разре­шены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюде­нии принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, ког­да другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, что­бы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
  2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу лю­бой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гаранти­рованы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
  3. Действовать только тактическим маневром и никогда — пря­мой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только по­том, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины не­правильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслитель­ный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
  4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться на­столько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.

5.Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолю­бие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпи­тывают нежелательное поведение.

  1. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затрудни­тельное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
  2. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
  3. Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
  4. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их лич­ности и приемлемые для них черты нашей личности.
  5. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.

ПАМЯТКА классному руководителю по работе с «трудными» учащимися

  1. Посещение трудных учащихся на дому.
  2. Составить психолого-педагогическую характеристику на труд­ного учащегося и класс.
  3. Принимать меры по предупреждению и преодолению запу­щенности в учебе трудных учащихся.
  4. Иметь связь с тренерами, с руководителями кружков, с учите­лями-предметниками, семьями трудных учащихся.
  5. Контролировать занятость трудных учащихся в общественной работе класса и школы, связь их с библиотекой.

ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ:

  1. Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.
  2. Первое знакомство с подростком — это разговор о его интере­сах и о тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен.
  3. В беседе с воспитателем или учителем подросток должен по­чувствовать искреннее, заинтересованное отношение к нему.
  4. Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
  5. Комплексный характер причин трудновоспитуемое™ должен выявить взаимодействие социальных, биологических и психичес­ких факторов.
  6. Один метод сам по себе не метод. Только содружество мето­дов, растянутых во времени, дает объективную картину диагности­ки трудновоспитуемого подростка.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА ТРЕБУЕТ СОБЛЮДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:

— педагогический оптимизм воспитания, вера в своего воспи­танника

— начинайте перевоспитание с социально-значимой деятельно­сти, в которой подросток может и хочет самоутвердиться

— наличие сплоченного жизнерадостного коллектива класса

— единство педагогических влияний школы, семьи и общества

— авторитет воспитателя в глазах подростка

— высокая педагогическая культура воспитания

— воспитатель должен быть современным человеком с ярко вы­раженной индивидуальностью

 ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ:

  1. Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.
  2. При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.
  3. В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
  4. Лучшим словом, располагающим подростка к общению, явля­ется его имя.
  5. Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  6. В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
  7. Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
  8. Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
  9. Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

 

свернуть

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является синдром эмоционального выгорания (СЭВ).

СЭВ—это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Выгорание — это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки, внутренних ресурсов с ним можно успешно бороться.

Рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания:

    1. Мыслите позитивно. Каждая жизненная ситуация подарена нам не случайно, несет свой жизненный урок, замечайте даже в самых трудных моментах -плюсы и возможности для вашего дальнейшего пути. Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь. Помните: «Кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено».
    2. Будьте внимательны к себе: это поможет своевременно заметить первые симптомы усталости.
    3. Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.
    4. Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
    5. Любите себя, хвалите себя, делайте маленькие радости, комплименты.
    6. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
    7. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
    8. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

Находите время для себя, выделяйте достаточно времени для сна и отдыха. Каждый имеет право не только на работу, но и для личной жизни, своих увлечений и предпочтений.

“Свободное время педагога — это корень, питающий ветви педагогического творчества» (В.А. Сухомлинский).

    1. Формула выживаемости профессора В.М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходиться как минимум 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это время восстановления физических сил организма; время релаксации (расслабления); время катарсиса (чувственной разрядки, очищения), способ переключения мыслей (вместо переживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение).
    2. Научитесь жить с юмором. «Юмор-соль жизни, — говорил К. Чапек, — кто лучше просолен, дольше живет». Смех защищает нас от чрезмерного напряжения. Смейтесь на здоровье!
    3. Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Берегите себя, снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».
    4. Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Помните: «Жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами».
    5. Хобби. Обязательно найдите себе занятие по душе, не связанное с профессиональной деятельностью… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже. Любая творческая работа может исцелять от переживаний: рисуйте, танцуйте, пойте, лепите, шейте, вышивайте, конструируйте и т.п.
    6. Привнесите новые эмоции, мысли и действия в свой обыденный день. Начните «Новый день — новое в обыденном». Вы возвращаетесь домой по одной и той же дороге, совершаете обыденные стереотипные поступки — в «Новый день» попробуйте совершить 10 новых поступков (например, возвращайтесь домой по другой дороге, по-новому попросите об остановке в транспорте и др.). Разнообразьте вашу жизнь 🙂
    7. Позволяйте себе проявлять эмоции, иногда полезно просто выговориться. Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического). Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя. Изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса; мните, рвите бумагу; кидайте предметы в мишень на стене; попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите; поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен..», «Меня это обидело..»).

Задание: напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах.

  1. Музыка является одним из компонентов улучшения настроения.
      Рекомендуются следующие музыкальные произведения:
  • при переутомлении и нервном истощении «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
  • при угнетенном меланхолическом настроении-ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта;
  • при выраженной раздражимости, гневе — «Сентиментальный вальс» Чайковского;
  • при снижении сосредоточенности внимания — «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;
  • расслабляющее действие — «Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского;
  • тонизирующее воздействие — «Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна.

Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!

свернуть