Молодым специалистам
Советы молодому специалисту
Совет первый. Не считай учреждение образования местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей. У неё есть своё достоинство. И это достоинство – дети. Поэтому не надо смотреть на учреждение образования свысока, не надо делать ей одолжение.
Совет второй. Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует.
Совет третий. Не замыкайся в своём учительстве. Если учитель – только учитель, это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми. Ты должен быть интересен детям, но это не получится, если ты будешь сосредоточен только на самом себе. Кроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.
Совет четвёртый. Помни о комплексном характере учительского труда. Увлечённость, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он – эрудит, или он – хороший методист, или он – энтузиаст внеклассной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие стороны деятельности учителя тоже хороши. Всё имеет значение, всё нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, всё это взаимосвязано.
Совет пятый. Будь счастливым. Будь оптимистом. Верь! Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Ходит и ноет, как учителя из чеховских пьес. Строй планы, пусть иногда несбыточные, но конструктивные.
Совет шестой. Будь честным и правдивым. «Подумаешь, – скажешь ты, – я сам это учащимся каждый день говорю». И напрасно, каждый день это говорить не надо. Сказал один раз, и хватит. Но так, чтобы ребята тебе поверили. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» – это крайне отрицательная оценка. Хотя сплошь и рядом они хитрецы и лгунишки. Это потому, что они поставлены взрослыми в такие условия, когда просто нельзя не соврать. Но не увлекайся следствием.
Совет седьмой. Цени юмор в общении с учащимися. Если ты сам, как говорится, не блещешь остроумием, цени юмор в других.
Совет восьмой. Будь естественным, не претворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Бесполезно: дети тебя всё равно раскусят. Часто учителя сравнивают с актёром, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переигрывай!
Совет девятый. Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства.
Совет десятый. Обрети свою гражданскую позицию. Гражданская позиция прежде всего – нравственная. Запомни: какие бы прекрасные учебники мы ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истинный проводник гражданской идеи — ты. И от себя зависит, дойдёт ли эта идея до ума и сердца учащегося в целости и чистоте. Важно помочь детям сформироваться и вырасти стойкими и убеждёнными гуманистами.
Основные этапы учебного занятия
организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
проверка домашнего задания;
проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
постановка цели занятия перед учащимися;
организация восприятия и осмысления новой информации;
первичная проверка понимания;
организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;
творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
контроль результатов учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
домашнее задание к следующему уроку;
рефлексия, подведение итогов урока.
Самоанализ учебного занятия
- Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как работает на последующие уроки?
- Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся и т.д.) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
- Какова дидактическая цель урока? Дайте оценку успешности в достижении цели урока.
- Обоснуйте отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделите главный этап и дайте полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
- Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли связи между этими этапами? Как другие этапы работали на главный этап?
- Охарактеризуйте отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.
- Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
- Каковы психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и учащихся?
- Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
- Каковы перспективы деятельности?