Молодым специалистам

Советы молодому специалисту

        Совет первый. Не считай учреждение образования местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей. У неё есть своё достоинство. И это достоинство – дети. Поэтому не надо смотреть на учреждение образования свысока, не надо делать ей одолжение.

       Совет второй. Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует.

          Совет третий. Не замыкайся в своём учительстве. Если учитель – только учитель, это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми. Ты должен быть интересен детям, но это не получится, если ты будешь сосредоточен только на самом себе. Кроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.  

          Совет четвёртый. Помни о комплексном характере учительского труда. Увлечённость, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он – эрудит, или он – хороший методист, или он – энтузиаст внеклассной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие стороны деятельности учителя тоже хороши. Всё имеет значение, всё нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, всё это взаимосвязано.

          Совет пятый. Будь счастливым. Будь оптимистом. Верь! Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Ходит и ноет, как учителя из чеховских пьес. Строй планы, пусть иногда несбыточные, но конструктивные.

          Совет шестой. Будь честным и правдивым. «Подумаешь, – скажешь ты, – я сам это учащимся каждый день говорю». И напрасно, каждый день это говорить не надо. Сказал один раз, и хватит. Но так, чтобы ребята тебе поверили. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» – это крайне отрицательная оценка. Хотя сплошь и рядом они хитрецы и лгунишки. Это потому, что они поставлены взрослыми в такие условия, когда просто нельзя не соврать. Но не увлекайся следствием.

          Совет седьмой. Цени юмор в общении с учащимися. Если ты сам, как говорится, не блещешь остроумием, цени юмор в других. 

          Совет восьмой. Будь естественным, не претворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Бесполезно: дети тебя всё равно раскусят. Часто учителя сравнивают с актёром, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переигрывай!     

    Совет девятый. Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства.

          Совет десятый. Обрети свою гражданскую позицию. Гражданская позиция прежде всего – нравственная. Запомни: какие бы прекрасные учебники мы ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истинный проводник гражданской идеи — ты. И от себя зависит, дойдёт ли эта идея до ума и сердца учащегося в целости и чистоте. Важно помочь детям сформироваться и вырасти стойкими и убеждёнными гуманистами.

свернуть

Основные этапы учебного занятия

организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

 проверка домашнего задания;

 проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

 постановка цели занятия перед учащимися;

 организация восприятия и осмысления новой информации;

 первичная проверка понимания;

 организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

 творческое  применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

 обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

 контроль результатов учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

 домашнее задание к следующему уроку;

 рефлексия, подведение итогов урока.

свернуть

Самоанализ учебного занятия

  1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как работает на последующие уроки?
  2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся и т.д.) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
  3. Какова дидактическая цель урока? Дайте оценку успешности в достижении цели урока.
  4. Обоснуйте отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделите главный этап и дайте полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
  5. Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли связи между этими этапами? Как другие этапы работали на главный этап?
  6. Охарактеризуйте отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.
  7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
  8. Каковы психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и учащихся?
  9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
  10. Каковы перспективы деятельности?
свернуть