Методическая копилка

Семинар-практикум «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования»

  1. I. Три вопроса, на которые отвечает метапредметный урок

Правильный метапредметный урок — это любой урок по предмету, который помогает формировать универсальные учебные действия, прописанные ГОС. Чтобы проверить, насколько ваш урок соответствует этой задаче, посмотрите, отвечает ли он на эти три вопроса:

Первый вопрос «Зачем знать и уметь?». То есть есть ли в вашем уроке мотивация для ученика овладеть этой темой. Так мы как минимум формируем у детей критическое мышление.

Второй вопрос «Что надо знать?». Это уже уровень анализа и синтеза материала, что тоже будет проверяться у учеников. 

Третий вопрос «Как это применить?». Другими словами, речь о практико-ориентированности, которую вводят уже даже на уровне экзаменов

Таким образом, хороший метапредметный урок для ученика включает мотивацию действий, знания, которые помогут действовать, и конкретные способы выполнить действие.

  1. II. Принципы составления метапредметных заданий
  2. Задание предполагает один из ведущих видов деятельности ученика: логический, образный, конструкторский.
  3. Для максимального проявления индивидуальных способностей учащихся задание должно охватывать основной набор видов деятельности, который установлен в учебных программах по изучаемому предмету.
  4. Задание предполагает создание учеником личного образовательного продукта, а не получение требуемого ответа или ПОИСК известного решения.

Исследовательские задания:

     1.Придумай и проведи опыт … и сформулируй вопросы к полученным результатам. Предложи несколько различных способов, с помощью которых можно изучать … и примените те из них, которые вам доступны. Результаты изучения изложи в произвольной форме.

  1. Сочинение-эссе на уроках литературы, русского языка; сочинение-эссе на уроках литературы, русского языка; эксперимент на уроках русского языка, литературы; написание cказок, рассказов по темам математики, русского языка, физики, химии и других предметов.
  2. Использование метапредметных заданий: инсценировка эпизода

Продуктивные задания предпочтительнее выполнять в следующем порядке: осмыслить задание, найти нужную информацию, преобразовать эту информацию в соответствии с заданием, создать необходимый продукт, сформулировать и дать полный ответ вместе с представлением созданного продукта.

         На каждом из перечисленных этапов формируются универсальные учебные действия. На этапе осмысления – регулятивные – через организацию своей деятельности, постановку цели, представление плана работы. Познавательные универсальные учебные действия вырабатываются на этапе поиска информации через его организацию, соотнесение результатов условиям задания. На этапе преобразования информации – познавательные и личностные – через выделение главного, преобразование найденной информации в соответствии с заданием. Коммуникативные универсальные учебные действия формируются на этапе представления полученного продукта через донесение своей позиции до зрителя, совместную работу с другими учащимися в команде.

          Чтобы составить продуктивные задания, необходимо придерживаться некоторых принципов. Эти задания должны соответствовать целям урока, метапредметному действию или личностному результату, который мы хотим формировать на данном уроке. При составлении целесообразно выбрать информационные единицы минимума содержания, с которыми школьники будут работать на данном уроке. В основе любого такого задания – действие учеников, в соответствии с этим надо задать четкую форму устного или письменного исполнения задания.

       Предлагаются следующие начала формулировки продуктивных заданий:

Проанализируйте…

Докажите…

Объясните…

Сравните…

Создайте схему или модель…

Исследуйте…

Оцените…

Придумайте на основе…

Составьте алгоритм…

Найдите и исправьте ошибки…

Представьте в виде…

Результат – продукт деятельности: стихи, рассказы, стенд, выставка, реклама, исследование, инструкция (алгоритм) по применению, видеоролик, презентация, тест, газета, схема, текст, изображение, формулировка задачи.

Практическая работа в группах или группах

Как традиционные задания сделать продуктивными?

(Назовите прогрессивные силы, участвовавшие в восстании Разина?)

Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Разина. За какие действия  восставших ты бы испытывал угрызения

совести? Свое мнение объясни.

- Составьте задачу по выражению и решите её.

- Составьте алгоритм решения уравнения.

- Придумайте стихотворение-определение квадрата.

Вывод. Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности,  учитель должен не составлять план урока, а сценировать его. 

Итог метапредметного урока: формулируя учебные задачи, помните, что главным итогом урока должно быть достижение метапредметного результата.

                            III.  Основные методические принципы 

метапредметного  урока:

  1. субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
  2. метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
  3. деятельностный подход(учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
  4. 4. рефлексивность(учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
  5. импровизационность(учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
  6. формирование у ученика на каждом этапе урока понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает;
  7. формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;
  8. ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся;
  9. обучение общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
  10. IV. Как достичь метапредметных результатов

Примерить список результатов к своей учебной дисциплине. Не обязательно брать все метапредметные результаты сразу. Список можно разбить на коммуникативные, регулятивные и познавательные. Возьмите хотя бы несколько результатов из каждой группы и посмотрите, можете ли вы их достичь на ваших уроках. Скорее всего, сначала вам покажется, что это трудно. Попробуйте придумать ситуации для каждого результата — «дети читают учебник по физике и ищут информацию» или «дети заполняют контурные карты и проверяют их друг у друга». 

Придумать задачи для достижения каждого результата. Задачи будут отличаться от ситуаций, которые вы придумали на предыдущем этапе. Задача должна быть понятной, достижимой и четко оцениваемой. Например, задача «найти информацию о современных границах Российской федерации, отметить их на карте, проверить карты у соседа» понятна, достижима и ее легко оценить. 

Следить, чтобы УУД развивались на каждом уроке. Сложно на каждом уроке развивать 10 разных универсальных учебных действий, точнее, сложно делать это осознанно. На самом деле учебная деятельность сложна и скорее всего дети правда применяют все известные им учебные и познавательные умения на каждом занятии. Но для этого занятия должны быть разнообразны и интересны. Если вы только читаете лекцию, дети отработают только умение конспектировать. Если лекция будет скучной, они просто уснут. 

Как проверить метапредметные результаты освоения

         Новые стандарты предполагают, что работа над достижением метапредметных результатов должна идти на каждом учебном занятии. Но как оценить достижения конкретных учеников? И более того, отделить метапредметные результаты от предметных и личностных? Сегодня есть три четких критерия, которые позволяют оценить сформированность метапредметных навыков: 

  1. Успешное выполнение учеником диагностической задачи, направленной на выработку определенного УУД.
  2. Высокий уровень освоения отдельных учебных дисциплин, для достижения которого требуется применять метаумения.
  3. Решение интегративных заданий, которые также характеризуют уровень достижения учеником метапредметных результатов обучения.

Также есть индивидуальные карты продвижения обучающихся, оценочный лист, оценивание проектно-исследовательских работ. Более того, результаты освоения школьниками метаумений хорошо проверяют различные опросы и тестирования, если проводить их регулярно.

  1. V. Виды универсальных учебных действий

Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:

  1. Регулятивные УУД
  2. Коммуникативные УУД
  3. Познавательные УУД
  4. Личностные УУД

Я могу:  Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. 

К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:

  • целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
  • саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
  • Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности.

Я и другой:   Коммуникативные универсальные учебные действия  обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Я хочу:

Познавательные универсальные учебные действия  - это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Я в мире:  

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Личностные УУД— личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразование (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

 

свернуть

Использование информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и в процессе подготовки к олимпиадам

Волынчук Юлия Владимировна,

учитель биологии высшей

квалификационной категории

 

Использование информационно-коммуникационных технологий   для  активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и в процессе подготовки к олимпиадам

     

Цель и задачи:

Главной целью образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Образование должно формировать ключевые компетенции учащихся, развивать творческие способности, умения ставить цели и решать  жизненно важные проблемы. Мною внедряются в практику такие педагогические технологии как: дифференциация и индивидуализация обучения; проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической и в дальнейшем используется  при написании исследовательской работы; проблемное обучение; интерактивные технологии; информационные технологии, включающие в себя: мультимедиа – уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, уроки на основе электронных учебников, презентации.

Над данной темой автор работает 10 лет и каждый раз старается  привнести что-то новое. В урочной и внеклассной деятельности использую следующие средства: презентации Power Point,  видеофрагменты, ресурсы сети Интернет.

Актуальность применения  информационных технологий:

- качественно новый тип урока (динамика, информативность, наглядность, мобильность);

- быстрота получения нужной информации;

- большой спектр наглядных пособий, которые комплексно воздействуют на на все сферы восприятия учащихся и тем самым способствуют усилению непроизвольного внимания, активизации учебно-познавательной деятельности и усвоению учебного материала;

- качественная и мгновенная проверка знаний учащихся с помощью  тренажеров, возможность просмотра правильных ответов;

- возможность изучения углубленного материала благодаря созданной электронной библиотеке (учебники, словари, дидактический материал, схемы, таблицы, каталоги растений и животных).

       Преимущества мультимедийного сопровождения занятий очевидны. Но кроме положительных моментов таких занятий необходимо учитывать и  существующие проблемы:

- в настоящий момент недостаточно готовых материалов (электронные учебники, образовательные программы, словари, каталоги растений и животных, фильмы) произведенных в РБ  в свободном доступе для создания мультимедийных занятий;

- зачастую навыков работы с компьютером недостаточно для подготовки таких занятий.

      Для проведения занятий с мультимедийной демонстрацией кабинет оборудован  компьютером, проектором и установлено специальное затемнение  аудитории;

Описание опыта

      «Детская природа требует наглядности» это требование легко можно удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями. Урок с применением ИКТ – это качественно новый тип урока. Учитывая специфику преподавания предмета биологии, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности. «Как правило, все таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных программ, которые могут заменить целый шкаф учебных таблиц, это очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных, нестандартных уроков».

      Уроки биологии могут, помимо классических таблиц и схем, сопровождаться мультимедийным материалом: электронные учебники и атласы, тренажеры, репетиторы и прочие.

Использование технологии дифференциации и индивидуализации

       «Слово дифференциация имеет латинское происхождение и обозначает «различие», «разделение». С этой точки зрения, «дифференциация» - это выделение отдельных групп учащихся, обучение которых строится по-разному. В действительности, понятие дифференциации глубже и шире. В условиях дифференциации происходит выделение групп учащихся и построение учебного процесса, а соответствующего определенным особенностям учеников».  Индивидуальные же  особенности могут учитываться для того, чтобы сделать обучение более эффективным и максимально раскрыть индивидуальность ученика.

        Разные уровни обучаемости вызывают необходимость дифференцированного подхода к учащимся.   Поэтому  моя задача состоит в обеспечении индивидуальной зоны развития ученика, позволяющей ему на каждом этапе урока создавать образовательную продукцию, опираясь на свои индивидуальные качества и способности.

        Учащиеся имеют возможность  выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, возможность опережения или углубления осваиваемого содержания учебного курса (используя дополнительную литературу, электронные учебники, обучающие программы по предмету «Биология 7 – 9 класс». Москва. «Просвещение»), индивидуальный выбор дополнительной тематики.  Дети имеют возможность выполнять творческие работы    по предмету.

       Дифференцированный подход к учащимся позволяет   работать в индивидуальном темпе, в своей зоне развития, что обеспечивает чувство психологической комфортности для каждого ребенка, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения.

      В настоящее время использую в своей практике на уроках   биологии дифференциацию заданий по объему и уровню сложности. Это как самостоятельные и  проверочные,   работы на уроках, так и домашние задания. Данные задания можно использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой, повышая степень обученности учащихся.  

Проектные технологии. Олимпиадное движение

          Выбор профессии для учащихся одна из важнейших задач, которую они решают с переменным успехом. Интерес к будущей профессии зарождается в школьные годы. В этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. Используя дифференцированный подход при преподавании предмета биология, удается выделить   наиболее увлеченных учащихся из разных классов, что позволяет изучать предмет на углубленном уровне во внеурочное время.

         Для активизации деятельности учащихся в начале урока я использую различные методы. Одним из любимых учениками является «Биологическая сказка». Готовлю рассказ в сказочной форме на заданную тему, целенаправленно делаю в нем биологические ошибки, а учащимся предлагаю их исправить. Эта форма всегда поднимает настроение и задает дальнейший темп уроку.

         Одним из направлений моей работы является подготовка учащихся ко всем этапам республиканской олимпиады. Естественно возникают определенные трудности. Например, ни один из биохимических и физиологических процессов, протекающих на клеточном уровне, невозможно рассмотреть даже под микроскопом. На это требовались десятки лет кропотливой деятельности различных ученых. Благодаря их трудам и «всемирной паутине»  имею возможность, не выходя из кабинета прямо на уроке заглянуть в протекание любых молекулярных процессов. Дети знакомятся подробно со всеми этапами и особенностями биохимических реакций, путешествуют по клетке и становятся непосредственными наблюдателями протекания физиологических процессов в клетке (фотосинтез, дыхание, синтез белка, репликация ДНК).

         Учителя, работающие в этом направлении, знают, что при подготовке к олимпиаде недостаточно школьных учебников. Необходима огромная база литературы по систематике растений и животных, морфологии живых организмов, молекулярной биологии, генной инженерии. Приобрести достаточное количество книг для всех моих учеников не всегда возможно по причине дороговизны и редкости последних. Из сложившейся ситуации я нашла выход. При подготовке к занятию  я ищу весь необходимый материал, набираю лекции, распечатываю детям необходимое. Делюсь ссылками на нужные источники информации в интернете (для этого у меня создана персональная страница в социальных сетях), пересылаю им задания. Это удобно, быстро. Экономится огромное количество времени, которое пришлось бы потратить на посещение библиотеки и поиск необходимого материала.

      Благодаря информации, которую можно черпать в интернете, мной создан  банк видеороликов, фотографий живых организмов. На уроках и при работе с одаренными детьми эти материалы оказывают большую помощь. Прямо на уроке или факультативе дети знакомятся с теми представителями флоры и фауны, которых нет в школьном учебнике. Имеют возможность наблюдать за их жизнедеятельностью, развитием.

Использование интерактивных информационных технологий, включающих в себя: презентации, мультимедиа – уроки, уроки на основе электронных учебников.

      Большое значение придаю подборке и разработке программного материала  по изучению конкретной темы предмета биологии (любая учебная информация может быть представлена в виде слайдов в яркой наглядности и эффективной форме). Компьютерные презентации могут быть использованы при проведении всех типов уроков и на различных его этапах, выполняя информационную функцию, функцию закрепления и проверки знаний, а также интерактивности и адаптивности. Целесообразность применения презентаций выражается в следующем:

- возможность демонстраций богатого иллюстративного материала по содержанию изучаемых программных вопросов;

-  наличие элементов (цветовая схема, общий дизайн, эффекты мультимедиа), которые воздействуют на эмоциональную сферу учащихся и тем самым способствуют усилению непроизвольного внимания, активизации учебно-познавательной деятельности и усвоению учебного материала;

-  наличие возможности одновременного сопровождения рассказа учителя изобразительным материалом, обеспечивающим достоверность  предъявляемых фактов и позволяющим сконцентрировать внимание учащихся на особо значимых аспектах урока.

-  использование материала для контроля знаний учащихся и при проведении лабораторных работ.

     Следует отметить, что сопровождающие современный урок презентации условно можно разделить на несколько видов:

А) презентации сопровождающие изучение нового материала (темы);

Б) презентации направленные на повторение  и закрепление пройденного материала;

В) презентации сопровождающие лабораторные и практические  работы.

        Предлагаю подборку некоторых мультимедийных презентаций по предмету «Биология» 7 – 11 класс, созданных мною и учащимися на протяжении 8 лет.

7 класса «Биология»

Опрос домашнего задания «Растительные ткани»;

Изучение нового материала. «Корень. Внешнее и внутреннее строение»;

Изучение нового материала. «Отдел Хвощи»;

Закрепление пройденного материала. «Распространение плодов и семян»;

Актуализация опорных знаний. «Удивительные семена»;

Изучение нового материала. «Семенные растения. Отдел Покрытосеменные. Многообразие покрытосеменных растений»:

«Общая характеристика Покрытосеменных растений»;

«Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные»;

«Класс Двудольные. Семейство Розовые»;

«Класс Двудольные. Семейство Бобовые»;

«Класс Двудольные. Семейство Пасленовые»;

«Класс Однодольные. Семейство Злаки».

8 класс «Биология»:

Изучение нового материала. «Класс Земноводные»;

Дидактический материал для контроля знаний. «Птицы»;

Викторина. «Гельминты. Паразиты»;

9 класс «Биология»:

Практическая работа «Строение тканей»;

«Витамины»;

«Анализаторы»;

11 класс «Биология»:

Изучение нового материала «Происхождение человека»;

Подготовка к контрольной работе «Классификация живых организмов. Вирусы».

     Следует отметить, что в последующем такой интерактивный материал очень просто адаптировать под любой этап урока и уровень подготовки учащихся.

      Большие возможности открываются при использовании ИКТ при проведении лабораторных работ. Ведь не всегда есть возможность использовать живые объекты. При проведении некоторых тем, например, «Протисты»   компьютер дает возможность рассмотреть строение инфузории - туфельки, фрагмент фильма демонстрирует волнообразное движение ресничек, раздражимость организма и т. д.

       В 8 классе при изучении темы «Внешнее строение, покровы тела, скелет, передвижение птиц». Лабораторная работа № 5 «Приспособления к воздушному образу жизни во внешнем строении птиц» используются не только коллекции перьев птиц, но, благодаря ИКТ, имеется возможность наблюдать за передвижением птиц во время полета, изучать скелет птицы.

       Применение данной технологии дает хороший результат в формировании у детей  навыков и умений, о чем свидетельствует то, что мои ученики постоянно принимают активное участие в  городских и областных конкурсах, написании научно-исследовательских работ, выступают со стендовыми докладами, участвуют в олимпиадном движении.

      Мультимедийные презентации можно рассматривать как комплекс средств обучения, технологически заключенные в компьютере, но возможности этой технологии превышают возможности известных средств обучения  и существенно повышают эффективность обучения биологии. При преподавании предмета важна не только информационная осведомленность, но и способность понятного и грамотного представления информации. Ведь от того, как дети воспринимают информационное послание, зависит успех урока.  Следует отметить, что презентация должна быть выполнена качественно, только тогда она может оставить хорошее впечатление у аудитории и тем самым помочь в изучении биологии.

       Таким образом, применение интерактивных методик на уроках биологии приводит к повышению интереса обучающихся к успешному изучению предмета, развитию коммуникативной компетенции, приводит к устойчивой мотивации.

          Данный опыт может быть использован в организации преподавания  биологии,  исследовательской  работы с учащимися, для расширения сферы использования информационных технологий в современном образовательном пространстве. Представленные дидактические материалы к различным урокам могут быть полезными для всех учителей, работающих в учреждениях общего среднего образования.

 

свернуть

Развіццё творчага патэнцыялу вучняў праз далучэнне да пазакласнай творчай і даследчай дзейнасці

Курыловіч Марыя Іванаўна,

настаўнік беларускай мовы

і літаратуры вышэйшай

кваліфікацыйнай катэгорыі

 

“Развіццё творчага патэнцыялу вучняў праз далучэнне

да пазакласнай творчай і даследчай дзейнасці”

(у рамках адукацыўнага праекта “Гуманітарызацыя

адукацыйнага працэсу ў гімназіі”)

 

          Сучасная школа валодае магутнымі магчымасцямі выхаваўчага ўплыву на вучня. Задача настаўніка беларускай мовы і літаратуры не толькі праз урочную,але і пазакласную работу сфарміраваць грамадзянскую пазіцыю тых, хто будзе жыць і працаваць у 21 стагоддзі, далучыць вучняў да скарбаў нацыянальнай культуры, да каранёў і вытокаў сваго народа. Трэба адзначыць, што ў аснове пазакласнай працы ляжыць самадзейнасць вучняў, таму тут ярчэй выяўляецца асоба школьніка, яго інтарэсы, схільнасці, яго ўнутраны свет, маральныя і эстэтычныя ідэалы.

З гэтага пункту гледжання праект “Гуманітарызацыя  адукацыйнага працэсу ў гімназіі ” дазваляе рэалізаваць праблему выхаваўчага навучання.

Мэта праекта -- фарміраванне комплекснага падыходу да стварэння сістэмы пазакласнай працы па беларускай мове ў гімназіі; інтэграцыя гуманітарных ведаў у сацыяльны вопыт навучэнцаў.

Задачы:

  • развіццё творчага і інтэлектуальнага пантэнцыялу вучняў

праз актыўны падыход да асваення гуманітарных ведаў;

  • фарміраванне моўнай культуры вучняў;
  • павышэнне ўзроўню выхаванасці навучэнцаў;

- выхаванне крэатыўнай асобы, здольнай да самастойнага творчага пошуку.

Змест работы па тэме ўключае ў сябе

- правядзенне творчых конкурсаў, этнаграфічных даследаванняў;

- удзел у гарадскіх і рэспубліканскіх  этнаграфічных і літаратур-

ных конкурсах;

-выданне літаратурных альманахаў.

Формы арганізацыі працы:

пазакласная работа з вучнямі;

конкурсы;

літаратурныя гасцёўні;

экспедыцыйная і экскурсійная дзейнасць;

творчыя майстэрні;

супрацоўніцтва з дзяржаўным універсітэтам імя А.С. Пушкіна, музычным каледжам, школамі г. Брэста і іншымі дзяржаўнымі арганізацыямі.

    Пазакласная праца адрозніваецца ад урокаў у першую чаргу тым,што яна заснавана на прынцыпе добраахвотнасці. Вучань займаецца тым, што падабаецца найбольш. Цікавасць з’яўляецца актыўным стымулам у пазакласнай дзейнасці школьнікаў. Яна выклікае эмацыянальны ўздым,энтузіязм, а гэта фактары,якія садзейнічаюць павышэнню эфектыўнасці навучання і выхавання. Не сакрэт, што ў аснове пазакласнай працы ляжыць самадзейнасць вучняў. Тут ярчэй выяўляецца асоба школьніка, інтарэсы, схільнасці, яго ўнутраны свет, маральныя і эстэтычныя ідэалы. Памятаючы гэта , мы пайшлі сваім шляхам.

    Пачалі з напісання творчых работ. І тут галоўнае – галоснасць. На відным месцы (на першым паверсе) стэнд “Каляндар творчых конкурсаў”, ён прыцягвае ўвагу. На ім – умовы пэўнага конкурсу, палажэнне, з якой нагоды ён праводзіцца і што атрымае кожны ад удзелу ў ім. Так былі праведзены наступныя конкурсы творчых работ:

  • “Мой род. Мая сям’я”. Вучні расказалі пра сваю сям’ю, чым знакаміты іх бабулі і дзядулі. Нам хацелася, каб вучні па-новаму паглядзелі на блізкіх людзей, паспрабавалі зразумець традыцыі сям’і, убачыць сваё месца ў ланцужку пакаленняў. Работ было шмат, каля 45. Прынялі ўдзел і ў раённым конкурсе, дзе былі пэўныя вынікі (другое і трэцяе месцы).
  • “Натхнёны водарам Радзімы” . Конкурс, які не абмежаваўся напісаннем сачыненняў на дадзеную тэму, а былі напісаны эсэ, аповеды пра цікавых і творчых людзей зямлі беларускай (нар.майстроў, паэтаў, пісьменнікаў), вершы аб Радзіме, мове, прыродзе.(Вучаніца 7 класа ў сваім аповедзе (нават з медыяпрэзентацыяй) напісала пра берасцейскага пісьменніка Мікалая Іванавіча Сянкевіча).
  • “Спеў пра Белую Русь” – конкурс для тых, хто валодае паэтычным словам, піша вершы, паэмы, оды.(Вершы многіх вучняў потым гучалі на раённых конкурсах, ва ўніверсітэце. Верш “У госці да продкаў” адзначаны Ганаровай граматай І ступені на гарадскім  конкурсе “Галасы дзяцінства”).
  • “Радзіма белых буслоў” – гэта сачыненні-разважанні, апавяданні, апісанні.

      З вялікай колькасці работ былі адабраны лепшыя, яны ўвайшлі ў літаратурныя зборнікі : “ Мой род. Мая сям’я”,  “Натхнёны водарам Радзімы”, “Радзіма белых буслоў”. З работ дзяцей відаць сур’ёзныя адносіны да творчых конкурсаў, веданне гісторыі свайго роду, сваёй сям’і, роднага краю, традыцый свайго народа, імкненне быць сапраўднымі грамадзянамі зямлі пад белымі крыламі – Беларусі. З задавальненнем мы адзначалі: мова работ вучняў удасканальваецца, больш упэўнена гавораць пра сваю жыццёвую пазіцыю.

     Пасля выдання кожнага зборніка ў сценах гімназіі праводзілася літаратурная гасцёўна, дзе творы чыталіся аўтарамі, абмяркоўваліся з дзецьмі і бацькамі, якія запрашаліся абавязкова.

    Тыя, хто заўсёды бярэ ўдзел у такіх конкурсах, любоў да беларускага слова праносіць праз усё жыццё. Мы з гонарам успамінаем сёння Рыту Латышкевіч, якая закончыла нашу гімназію, вучылася на філалагічным факультэце БДУ. Яе вершы –гэта спеў нашай мове , народу, гэта роздум аб месцы чалавека, беларуса на зямлі. У часопісе  “Маладосць” нізка яе вершаў. Значыць, плён ад нашай работы ёсць.

      Падвядзеннем вынікаў творчых работ з’явілася літаратурная гасцёўня ў Брзсцкім  абласным тэатры музыкі і драмы. Уся атмасфера спрыяла выхаванню любові да роднай зямлі, матчынай мовы, свайго народа, яго традыцый, а таксама заахвочванню дзяцей пісаць, тварыць, развівацца.

   У зале тэатра – уся гімназія.На сцэне вядучыя – настаўнікі,што прыдае мерапрыемству значнасць, афіцыйнасць, важнасць. Перад пачаткам гучыць беларуская народная музыка ў выкананні ансамбля музычнага каледжа, лаўрэата шматлікіх конкурсаў музычнага мастацтва.

   Творы са зборнікаў, на выбар, чытаюцца артыстамі тэатра, чытаюцца правільна, эмацыянальна, прыгожа. Не абышлося без чытання твораў і самімі дзецьмі.Менавіта для тых, чые творы складалі зборнікі, выконваліся музычныя нумары: танцы, песні беларускія, вядома. Ніхто з аўтараў не застаўся не заўважаным, усе атрымалі дыпломы, граматы, каштоўныя падарункі. У канцы з пажаданнем далейшага плёну ў творчасці выступіла Любоў Красоўская, намеснік старшыні Брэсцкага абласнога аддзялення Саюза пісьменнікаў Беларусі.

        Наступная форма работы не новая. Гэта экскурсійная дзейнасць. Праз яе адбываецца цеснае знаёмства вучняў з нацыянальнай культурай,фарміруецца патрыятычнае пачуццё гордасці за свой народ, таленавіты, працавіты. (Наведванне Лідскага замка, Нясвіжскага  і  Мірскага замкаў, этнаграфічнага комплексу  “Дудудкі”, Моталя і Бездежа, музея старабеларускай культуры Нацыянальнай акадэміі навук).

        Ёсць і ў горадзе што паглядзець. У першую чаргу - Мастацкі музей г. Брэста, што ў крэпасці; заўсёды адчынены дзверы этнаграфічных музеяў школ   № 10, 18,20; нярэдка і ў выставачнай зале горада праводзяцца цікавыя выставы. Так адна з выстаў прайшла 18 лістапада 2011 года “У пошуках спрадвечнага”, прысвечана народным промыслам майстроў Брэстчыны, у сувязі з 10-годдзем аб’яднання “Скарб”. Вучні 5-8 класаў сваімі вачыма ўбачылі, што такое выцінанка, бацік; пазнаёміліся з вырабамі з керамікі, гліны, дрэва, саломкі; пачулі прозвішчы народных майстроў : І.П.Супрунчыка,М.В.Тарасюка, С.С.Юркевіча,Н.Э.Крывіцкай, В.І.Логвіна і інш.

     Сталі традыцыйнымі ў нас у гімназіі музейныя ўрокі, якія штогод праводзяцца ў студзені месяцы. Тут не абыходзіцца без супрацоўніцтва з аддзелам этнаграфіі і народных промыслаў абласнога краязнаўчага музея, у прыватнасці з Гуляевай Святланай  Іосіфаўнай.

    Былі праведзены наступныя ўрокі:

-”Святы і абрады беларусаў”, дзе дзеці знаёміліся з традыцыямі нашых продкаў, зведанне якіх робіць нашых дзяцей лепшымі, дабрэйшымі, спрыяе выхаванню павагі да памяці продкаў, стымулюе цікавасць да вуснай народнай творчасці.Такія ўрокі потым абавязкова абмяркоўваюцца, пішуцца водгукі.

-“ Вечназялёнае дрэва рамёстваў”;

-“Гісторыя хлеба”;

-“Традыцыйныя промыслы Брэстчыны”. Гэты ўрок стаў знакавым.

На ім супрацоўнікі музея расказвалі пра народных майстроў, адным з вядучых урока была вядомы майстар па саломапляценні з Дзівіна Піваварава Юлія Віктараўна, якая  запрасіла гімназістаў  да сябе ў госці. Мы не адмовіліся.Так у нашай рабоце з’явілася яшчэ адна форма – этнаграфічная экспедыцыя, з якой звязана і ідэя стварэння этнаграфічнага кутка вырабаў народных мастроў у адным з кабінетаў гімназіі.

        Экспедыцыя прайшла паспяхова, прынесла свае вынікі, свой плён.У майстэрні Піваваравай Ю.В. пазнаёміліся з саломапляценнем, убачылі розныя цуды з саломы, змаглі самі зрабіць сабе анёлаў з саломкі, а таксама сцвердзіць думку, што таленавіты чалавек таленавіты ва ўсім.Сведчанне таму не толькі работы майстра,а і яе вершы, прачытаныя нам, а таксама народныя песні, што выканала з вялікай любоўю . Пабывалі мы і дома ў Юліі Віктараўны, убачылі, што гэта не проста жылы дом, а сапраўдны музей, узялі інтэрв’ю (пытанні састаўляліся загаддзя). Такім чынам, у нас ёсць невялікі фільм, дзе майстар расказвае пра сябе, сваю сям’ю, сваё жыццё, сваё захапленне саломапляценнем. Ад’язджалі з упэўненасцю, што гэта не апошняя сустрэча. У хуткім часе , на тыдні навукі і творчасці ў гімназіі, сустрэліся ўжо вучні 10-11 класаў з народным майстрам-дэкаратарам Піваваравай Ю.В. Быў дадзены майстар-клас  “Цуд, створаны сваімі рукамі”. На гэтай сустрэчы падораны і першы экспанат у этнаграфічны куток гімназіі – скрыпка, такая ж толькі ёсць у мастацкім музеі. Ідэя зрабіць яе звязана ў Юліі Віктараўны з 120-годдзем з дня нараджэння Я.Купалы і Я.Коласа. Гэта першая цаглінка ў цікавай, патрэбнай, неабходнай працы па стварэнні кутка “Народныя промыслы Брэстчыны”.

     Далейшыя дарогі экспедыцыі прывялі нас з вучнямі 7-ых класаў у СШ №10 да майстра - ганчара вырабаў з чорнай керамікі Логвіна Васіля Іванавіча, члена Саюза народных майстроў, работы каторага выстаўляліся ў Маскве, Мінску, Германіі, Польшчы, ЗША. Сустрэча ў майстэрні захапіла ўсіх, была мажлівасць на свае вочы ўбачыць, як з кавалка гліны нараджаецца прыгажосць. Гэтай прыгажосцю сталі вырабы з чорнай керамікі, экспанаты, якія папоўнілі нашу выставу. Агітаваць дзяцей на такія сустрэчы не трэба, бо яны самі расказваюць адзін аднаму пра ўбачанае, а таксама працуе інфармацыйная група па выніках экспедыцыі “Славутыя імёны Бацькаўшчыны”. Задумак па экспедыцыях шмат, будзем рэалізоўваць іх. Так наступны від народных промыслаў, да якога мы звернемся, - гэта разьба па дрэве. А значыць, што шлях экспедыцыі ляжыць у Пружанскі раён да Тарасюка М.В.,  у Столінскі раён да Супрунчыка І.П., у Камянецкі раён да Кушнерука І.А.

     Экспедыцыі далі штуршок да стварэння медыяпраектаў “Народныя промыслы Брэстчыны”, якія выкарыстоўваюцца на класных гадзінах, інфармацыйных гадзінах, пэўных уроках літаратуры. Выступаючы з прэзентацыямі, вучні 8-х класаў далучаюцца да багатай культуры промыслаў, якія вярнуліся з мінулага і становяцца часткай сучаснага жыцця, а таксама выклікаюць павагу ўсіх да таленавітага народа, часткай каторага яны з’яўляюцца.

       Новай формай пазакласнай працы сталі штогоднія Дні навукі і творчасці, конкурсы стэндавых дакладаў, падрыхтоўка якіх дае мажлівасць  вучыцца пісаць сур’ёзныя навуковыя працы ў старэйшых класах. У напісанні дакладаў бяруць удзел вучні 5-8 класаў. Так вучнямі на штогадовай навуковай канферэнцыі “Першы крок у навуку” ў форме стэндавых дакладаў былі прадстаўлены наступныя работы : “Саломапляценне як від дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва і народных мастацкіх промыслаў”; ”Ганчарства як від народных промыслаў”. Часткова ў гэтыя работы ўключаны справаздачы аб экспедыцыях. Цікавымі і пазнавальнымі атрымаліся стэндавыя даклады “Разьбярства як від народных мастацкіх промыслаў”, ”Лозапляценне як від народнага промыслу “. Трэба яшчэ дадаць, што ўсе работы змяшчаюць не толькі звесткі пра мінулае промыслаў, але і іх сучаснае жыццё, суправаджаюцца каляровымі фотаздымкамі, што робіць даклады яшчэ больш цікавымі і пазнавальнымі. Ёсць журы, якое дае ацэнку работ, пасля іх абороны вучнямі.

      Асобна хочацца спыніцца на правядзенні тыдняў беларускай мовы і літаратуры. Так у мінулым годзе тыдзень мы прысвяцілі беларускаму фальклору і этнаграфіі, праведзены наступныя мерапрыемствы:

  • этнаграфічны турнір (7-8кл);
  • гульня-віктарына “Што? Дзе? Калі?”( 10кл);
  • “Песня – душа народа” (выступленне фальклорнага калектыву муз. каледжа);
  • падарожжа “За смугою стагоддзяў” са станцыямі “Прымаўкі і прыказкі”, “У свеце казак”, “Загадайка”, “Скарбы з вясковага куфра” (5-6кл);
  • вечарына,знаёмства з абрадам “Дзядоў”(9кл).

     Традыцыйнымі сталі святкаванні Дня роднай мовы, мерапрыемствы , прысвечаныя пісьменнікам – юбілярам. Працы па падрыхтоўцы мерапрыемстваў многа, але ж і карысць вялікая, бо ўдзельнічаюць усе, далучаюцца да мастацкага слова, выхоўваюць у сабе павагу да роднай матчынай мовы, да вуснай народнай творчасці, вучацца адчуваць адказнасць за будучае краіны.

     Падводзячы вынікі праведзенай работы, хочацца адзначыць рост колькасці вучняў, якія далучыліся да творчай дзейнасці; павышэнне ўзроўню выхаванасці; зацікаўленасць да напісання даследчых работ і дасягненняў у навукова-практычных канферэнцыях гуманітарнай накіраванасці. Сваёй працай  у пазаўрочны час мы здолелі  разбудзіць крытычную думку вучняў, далучыць іх да скарбніцы свайго народа,  яго багатай культуры.

свернуть

Развитие творческого потенциала учащихся среднего звена через вовлечение во внеклассную деятельность

Фирсова Алла Ивановна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Развитие творческого потенциала учащихся среднего звена через вовлечение во внеклассную деятельность (в рамках образовательного проекта «Гуманизация образовательного процесса в гимназии»)

            Современная школа обладает мощными возможностями воспитательного влияния на ученика. Задача учителя русского языка и литературы заключается   не только в том, чтобы выявить эти возможности, сколько в том, чтобы искать способы привести их в действие, способствовать формированию духовного облика молодого человека. А это значит – научить подростков наблюдать, смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать и сочувствовать, сопереживать, т.е. ощущать свою ответственность за окружающих людей, быть причастными к жизни современного общества.

       С этой точки зрения проект «Гуманизация образовательного процесса», реализованный в гимназии, позволяет  решать  проблему воспитывающего обучения.

       Одной из главных задач, стоящих сегодня перед учителем ­филологом, является приобщение учащихся к искусству слова, развитие художественного мышления, эстетических чувств, читательской и речевой культуры, формирование нравственно-этических ориентаций и ,в целом, развитие творческого потенциала учащегося. Проект призван сформировать основы художественного и речевого мировосприятия, вдохновить на собственное литературное творчество, способствовать развитию мышления, образной, эмоциональной  речи, помочь осмыслить  значение языка как средства общения  и понимания окружающего мира, а также заложить основы исследовательской культуры учащегося  в овладении гуманитарными знаниями.

        Главная цель: интеграция гуманитарного знания в социальный опыт учащихся.

       Задачи  проекта:

- развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся через деятельный подход к освоению гуманитарного знания;

- формирование речевой культуры учащихся;

- воспитание креативной личности, способной к самостоятельному творческому поиску.

       Содержание работы по названной теме включает в себя:

-  проведение круглогодичных  творческих конкурсов;

-  участие в городских и республиканских литературных конкурсах;

-  издание литературных альманахов «Проба пера»;

       Формы организации работы:

-  внеурочная работа с учащимися;

-  конкурсы;

-  литературные гостиные;

- экспедиционная и экскурсионная деятельность;

-  творческие мастерские;

-  широкое социальное партнерство с государственными и общественными организациями.

       Любовь к родине начинается с любви к своей семье. Мы предложили  учащимся принять  участи в литературном  конкурсе «Мой род, моя  семья»: рассказать о том, что они знают о своей семье, чем знамениты их дедушки и бабушки. Эта работа предполагала, что ученики по-новому посмотрят на близких людей, попытаются осмыслить традиции семьи, увидеть свое место в цепочке поколений. Работ было представлено много, около 90. Все участники конкурса хотели поделиться сведениями о профессиональных достижениях близких людей, выразить свое трепетное отношение к их личностным качествам. В своих работах ученики с большой любовью пишут о родных людях:  ведь все они очень хорошие люди и большие жизнелюбы.    « Мой дедушка – большой любитель книг, - пишет ученица 9 класса. - Он собрал прекрасную библиотеку. Бабушка работала акушеркой в больнице, через ее руки прошли сотни младенцев, которым  она помогла появиться на свет. Бабушка дважды побеждала в конкурсе на звание лучшей акушерки Брестской области». «Мой папа очень добрый, справедливый,- пишет гимназистка 8 класса, - а дедушка живет по пословице «Сделал дело – гуляй смело». Этому он учил моего папу, папа передает свои навыки моему брату , так как он будущее поколение нашего рода, и, конечно же, мне».

        Тепло, от души идет рассказ о семье, о ее ценностях, об ожиданиях родителей. Молодой человек не просто ведет разговор о близких людях - он ищет свое место в жизни, он хочет быть достойным своих предков. Он мечтает, что спустя годы его семья будет гордиться им. Мы издали сборник литературных работ «Мой род, моя семья» (в него вошло 40 работ), а в конце учебного года , когда проводили литературную гостиную в стенах Брестского театра, часть этих работ прочитали со сцены. Слушатели с замиранием сердца следили за душевным рассказом о прекрасных людях, живущих рядом с ними.

        «Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить», - гласит пословица. «Никто не забыт, ничто не забыто» - лейтмотивом прошли эти слова в творческих работах, посвященных памяти о великой Победе. В предоставленных на конкурс очерках «Живые голоса истории» учащиеся рассказали, какой видели Великую Отечественную войну их дедушки, прадедушки. Во вступлении к альманаху «Живые голоса истории» учащиеся гимназии написали: «Молодое поколение особенно гордится тем, что наши защитники отбили нападение вражеских войск. Это принесло вам, ветераны войны, бессмертную славу. Мы отдаем вам  дань памяти и преклоняемся перед вашим мужеством. Ваши рассказы об  «огненных годах» оставляют глубокий след в наших сердцах, помогают лучше понять значение великой Победы».   (В альманах вошло 38 литературных эссе учащихся). «О военных буднях мне рассказала прабабушка,- пишет ученик 10 класса в своей работе. -  В 1941-м году ей было всего восемнадцать лет, она только что окончила медицинское училище и была распределена на работу в военный госпиталь. С первых дней войны она работала фельдшером в химгородке. В лазарет поступали пленные из крепости. Не хватало лекарств, был голод, разруха. В конце 1941-го в Брестском районе распространилась эпидемия тифа. Медсестры отдавали свои порции хлеба солдатам, делали затирки, кормили больных. Разве можно забыть доброту этих людей!» Автор работы, ученик физико-математического класса, радует коллектив преподавателей и учащихся замечательными выступлениями на математических олимпиадах. Участие в литературном проекте, безусловно, обогатило внутренний мир этого юноши, дало толчок к развитию творческих способностей.

      Ученица 11 класса добилась победы на олимпиаде по истории. Её нравственному и креативному росту помогает то, что она систематически принимает участие в творческих конкурсах. Её рассказ о военном детстве бабушки  никого не оставил равнодушным: «Всех мужчин, жителей деревень Минского района, вывели на опушку леса, заставили лечь лицом в землю. Несколько минут пулеметного огня -  и на опушке лежат двести семьдесят четыре окровавленных тела… Причиной послужило то, что в начале июля в деревне Рудники было убито пять немецких жандармов, за каждую смерть было сожжено по деревне. Ежегодно семнадцатого июля жители тех пяти деревень собираются на той самой опушке, вспоминают своих отцов, братьев, дедушек, убитых в тот кровавый день, и молятся, чтобы такого больше не повторялось». (Эта работа была отмечена на городском конкурсе  Дипломом 1 степени ).

       Помимо альманаха, была выпущена гимназическая газета, посвященная героическому прошлому родственников наших учеников.

(В городском конкурсе газет,  посвященных Дню Победы, газета была отмечена как лучшая)

Стих сочинить, зарифмовать

Нельзя без знаний, без удачи.

А чтоб стихам и душу дать,

 Поверьте, нет важней задачи.

         Стих как корабль.  Минуя рифы,

         Ведёт его поэт – моряк:

        Союз души, сюжета, рифмы -

        Надёжный в плаванье маяк,

- пишет наша ученица 7 класса.

        Ученики 5-6 классов не боятся сочинять стихи, мало того, они получают от этого удовольствие. И мы решили в рамках проекта провести конкурс стихотворений «Голоса детства». Ребята писали об осеннем настроении, о вальсе листьев, о звездопаде, о доброте, о серой кошке… Работы нас от души порадовали, мы провели литературную гостиную, на которой юные авторы читали свои стихи, издали альманах «Голоса детства» (в него вошло 22 стихотворения учащихся); лучшие работы предоставили на городской конкурс, а также отправили в редакцию газеты «Переходный возраст». Эта газета  опубликовала стихи наших учеников (а это целый лист), провела конкурс читательских предпочтений и отметила победителей. Через год эта газета отметила стихотворения новых авторов – наших учеников - и появилась ещё одна подборка стихов в печати.

        В рамках проекта были проведены конкурсы творческих работ «Моя мама», «Моя родина – город Брест», конкурс очерков «Человек, на которого я равняюсь», конкурс литературных зарисовок «Путешествие по родному краю».  В каждом из названных конкурсов приняли участие до 100 человек.

Приятно отметить, что это работы благодарных людей, которые умеют ценить мир вокруг них и прежде всего  своих мам. «Я очень люблю свою мамочку, горжусь ею. Я благодарен ей за то, что она меня родила, растит, воспитывает, учит. Моя любимая мамочка – настоящий друг»,- слова из работы ученика 5 класса.

       С любовью и теплотой пишут ученики о чудесных улицах Бреста,  о его словной истории, о жителях города. «Я люблю свой Брест, восхищаюсь им, преклоняюсь перед его прошлым и верю в его будущее, - пишет ученица 11 класса. – За всеми успехами и достижениями нашего города стоят люди – простые труженики и руководители, чьими руками создается неповторимый облик нашего родного Бреста – одного из красивейших городов Беларуси». «Мне очень повезло, что я родилась в этом красивом городе. Мне нравится, что в Бресте много скверов и парков, где люди проводят свое сводное время и отдыхают от повседневной суеты». Хочется думать, что наши выпускники вырастут патриотами.

        Конкурс очерков «Человек, на которого я равняюсь» помог ученикам задуматься над судьбами людей, которые добились успехов в науке, искусстве, спорте. «Важно найти себя, свое место в жизни. Есть люди, которые своим характером и поступками дают мне стимул развиваться дальше, совершенствоваться, -  пишет в творческой работе старшеклассница. - Я поняла, что при достижении собственной цели не стоит рассчитывать на удачу. Лишь кропотливая работа над собой поможет добиться успеха».  «Многому я учусь у папы, например, упорству и умению добиваться своих целей, - пишет ученица 10 класса. - Мне бы хотелось находить с каждым человеком общий язык, как это делает мой папа. Ведь это очень важное качество – быть дружелюбным и открытым человеком. Папа во всем может увидеть что-то хорошее. Я бы очень хотела иметь такой характер, как у него».

      Замечательные чувства вызвали литературные зарисовки «Путешествие по родному краю». Работы мы передали для участия в городском  литературном конкурсе «Голоса детства», где они  были отмечены дипломами 1 и 2 степени.

       Четыре  года  мы работали в рамках проекта и с удовольствием отмечаем: язык  ученических работ совершенствуется, ученики откровенно говорят о том, что их волнует, все увереннее осваивают активную жизненную позицию. Мы рады, что вносим свой вклад в воспитание достойного гражданина Беларуси.

       Также в рамках проекта мы с учениками посетили редакцию газеты «Заря», беседовали с сотрудниками редакции, приглашали на литературные гостиные писателей Брестчины.

свернуть

Применение информационных технологий на уроках астрономии

 

 

 

Жигаревич Юрий Константинович,

учитель информатики и астрономии

высшей  квалификационной категории

 

 

Астрономия как учебный предмет имеет целый ряд особенностей. Она отличается, во-первых, абстрактностью понятий, недоступностью явлений и процессов чувственному восприятию, различием видимого и действительного, во-вторых, необходимостью интегрирования знаний из разных областей и применения учащимися естественнонаучных законов и методов исследований к объектам и явлениям космоса.

Особенностью курса астрономии является то, что она немыслима без наблюдений и наглядных пособий, а также то, что этот курс должен сообщать учащимся наиболее современные знания о Вселенной, знакомить их с основными идеями, усвоение которых будет способствовать последующему приобретению знаний в процессе самообразования,  ориентируя выпускников в огромном потоке научной информации.

Поэтому, в силу вышеперечисленных особенностей предмета, преподавание астрономии представляет собой наиболее благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Этому способствует современный уровень компьютеризации нашей гимназии и квалификация учителей.

Мне достаточно часто приходится прибегать к наглядным пособиям: картинкам, схемам, картам звёздного неба, слайдам и фильмам. Разнообразие сайтов в интернете, посвящённых астрономии, позволяет постоянно пополнять и обновлять наглядные пособия.

Очевидно, что применение новых информационных технологий значительно повышает эффективность учебного процесса. Урок при этом становится более содержательным, интересным и наглядным.

Применять информационные технологии можно в разных направлениях и вариантах в преподавании астрономии.

Например, существует множество компьютерных программ, содержащих карту звёздного неба. Наиболее удачная в этом отношении программа Stellarium, представляющая собой так называемый «Виртуальный планетарий»

Наиболее интересным для меня является интернет-проект «Веб-камера SOHO»

SOHO представляет собой солнечную и гелиосферную обсерваторию, является проектом международного сотрудничества между ESA и NASA.  SOHO была запущена 2 декабря 1995 года.

На борту космического аппарата работают 12 научных приборов для исследований недр Солнца, дистанционного зондирования солнечной атмосферы и гелиосферы, измерения свойств солнечного ветра и энергичных частиц.

Солнечная и гелиосферная обсерватория "SOHO" (Solar and Heliospheric Observatory) обращается по орбите вокруг точки Лагранжа L1. Эта точка находится примерно в 1.5 млн. км. от Земли в сторону Солнца и замечательна тем, что сила земного притяжения здесь равна силе солнечного. Такое расположение, удобное для длительных и непрерывных наблюдений за процессами на Солнце, впервые реализовано в данном международном проекте ESA-NASA.

На солнечной обсерватории "SOHO" уже получена обширная научная информация, продолжают поступать новые сведения о недрах Солнца, его горячей и динамичной атмосфере, солнечном ветре и его взаимодействии с межзвездной средой.

Но самым интересным является то, что «воспользоваться» этой обсерваторией может любой пользователь интернета, используя веб-камеру SOHO: EIT 304 (http://www.geocam.ru/view/cam478x2430_soho_webcam_eit_304.html)

Теперь, для того, чтобы посмотреть на солнечную корону, вам не надо ждать солнечного затмения. На веб-камере SOHO EIT 304 солнечную корону видно даже ночью. Красочные оранжевые протуберанцы предстанут перед вами во всем своем великолепии. Фотография Солнца передается из космоса каждые 6 часов.

свернуть

Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществоведения

Кравчук Светлана Леонтьевна,

учитель истории и обществоведения

 высшей  квалификационной категории

 

        Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения. Учителя всегда волнует, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Многие из этих задач могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащихся, при использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения.

        Интерактивные методы позволяют учиться взаимодействовать, а интерактивное обучение позволяет взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Интерактивные методы наиболее соответствуют личносто ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы,  создателя условий для инициативы учащихся.

         К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний: «мозговой штурм», интерактивная лекция, работа в группах, ролевая игра, разработка проекта, решение ситуационных задач, инсценировка, проигрывание ситуаций, выступление в роли обучающего, дискуссия.

        В своей педагогической деятельности технологию интерактивного обучения использую на уроках истории и обществоведения. Применяю следующие методы обучения: методы мыследеятельности ( «логическая цепочка», «заверши фразу», «алфавит», «минута говорения»), методы рефлексивной деятельности ( «острова», «рефлексивный круг», «цепочка пожеланий»).

        При изучении темы «Семья в современном обществе» прошу учеников завершить фразы: «Семья – это…», «Жениться – это значит …», «Жить в браке - …»,  «Главный смысл и цель семейной жизни - …». В ходе изучения темы «Человек и нравственность» прошу дописать тезисы: «Самое главное в жизни - …»,  «Чтобы стать счастливым, надо …», «Наивысшая ценность для человека – это …», «Подлинное предназначение человека - …», «Современный нравственный идеал – это …».

        Метод «Логическая цепочка» используется при изучении темы «Образование». Каждому ученику предлагается на выбор одна из карточек, на которой написано либо слово, либо словосочетание. Эта карточка и её обладатель являются одним из звеньев логической цепочки, которую необходимо выстроить, организовав взаимодействие с другими участниками. Карточки необходимо выстроить в определённой логике, обосновав её. Ученики осуществляют взаимодействие между собой, выстраивая логические цепочки. Когда логические цепочки построены, ученики объявляют название цепочки, перечисляют в логической последовательности все звенья, а затем объясняют  (это может сделать либо один, либо несколько учеников) логику расположения звеньев цепочки. После представления уениками построенных логических цепочек  или соглашаюсь с предложенными вариантами, или перестраиваю логические цепочки по своему сценарию, объясняя логику их построения.

          Реализуя метод «Минута говорения», обращаюсь к одному из учеников, называя понятие (обычно какой – либо термин, «ключевое слово» темы урока) и предлагаю в течение 1 минуты рассуждать на заданную тему, затем обращаюсь с тем же заданием к следующему ученику, при этом каждому новому ученику предлагается новое понятие. Например, такими понятиями могут быть Возрождение, гуманизм, гуманисты при изучении материала «Истоки Возрождения и гуманизма» в 7 классе.

          При проведении обобщающего урока в 6 классе по теме «Раннее и Высокое средневековье» применяю метод «Алфавит». На листе ватмана представляю технологическую карту, на которой сверху вниз с левой стороны написан маркером алфавит (за исключением букв, с которых не могут начинаться слова). Учащимся предлагается к каждой букве алфавита подобрать термины, понятия, имена, названия государств, стран, события, которые они изучали. Заполнение технологической карты заканчивается при условии, что у неё побывали все ученики класса хотя бы по одному разу и на каждую букву алфавита записано хотя бы одно слово.

           Использую метод «Ассоциации» при изучении темы «Войны и военные конфликты XVII – XVIII вв.». Прошу подобрать к понятию война 2 - 3 слова, с которыми оно ассоциируется. Ученики называют свои ассоциации. Фиксирую на доске все неповторяющиеся слова. Из получившегося перечня каждый ученик выбирает 2 – 3 слова. Отмечаю их выборы, ставя точки над словами, которые выбирают. Подчёркиваю слова – ассоциации, которые получили наибольшее количество выборов. Характеризую, обосновываю сущность рассматриваемого понятия через выделенные слова.

          При работе с историческими документами использую прием маркировки текста –  интерактивную самоактивирующуюся системную разметку для эффективного чтения и размышления:

V – известно;

- - неизвестно;

+ - интересно, неожиданно;

? – хочется узнать, непонятно.

          На уроках в 5 классе  использую рефлексию «Острова». На большом листе ватмана рисуется карта с изображением островов со следующими названиями: о. Знайки, о. Удивления, о.Хроноса, о. Картографии, о. Успехов, о.Незнайки, о. Хорошего настроения, о. Творчества. У каждого острова – контур кораблика. Карта вывешивается на доске. Учащимся предлагается выйти к карте и цветным карандашом соединить кораблик с островом, которому он может дать пояснение. По ходу выполнения задания задаю наводящие вопросы.

         При изучении темы «Наука» в 10 классе применяю метод «Метаплан». Алгоритм реализации метода следующий. Во вводной беседе знакомлю учеников с названием метода, целями и задачами, порядком и условиями его реализации. Затем предлагаю в течение 3 минут сформулировать несколько вопросов по заданной теме. Опрашиваю всех учеников, выбираю три ведущих вопроса. Ученики записывают вопросы на трёх отдельных листочках и в течение 10 минут отвечают на вопросы письменно. После этого создаются три творческих группы, которые получают листочки бумаги с записанными на них ответами. Каждой из творческих групп предлагается сделать анализ и обобщение индивидуальных смыслов по одному из вопросов. Творческие группы в течение 10 минут анализируют и обобщают полученные работы, вырабатывают обобщённый вариант. Творческие группы могут оформить на листах бумаги А -3 с помощью маркеров результаты своей деятельности (это могут быть схемы, рисунки, графики, таблицы). Каждая из творческих групп поочерёдно представляет результаты. Подвожу итог совместной деятельности, взаимодействия в рамках метода.

          При изучении темы «Нравственные ценности» в 9 классе делю класс на 5 групп. Каждая группа получает задание: на основе имеющихся у учащихся знаний составить иерархию ценностей,  и аргументировано представить свою позицию.

А) первобытного человека

Б) античного

В) средневекового

Г) человека нового времени

Д) современного человека.

        В педагогическом арсенале особое место уделяю ИКТ. Компьютерные технологии называют интерактивными, так как они способны «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог.

     Применяя интерактивные формы, методы и технологии в своей педагогической деятельности ,  вижу положительный результат взаимодействия с учащимися: увеличение качественной успеваемости учащихся по предметам: история и обществоведение, учащиеся занимают призовые места в научно – практических конференциях, олимпиадах, конкурсах. Считаю, что использование технологии интерактивного обучения помогает подготовить ученика, способного самостоятельно мыслить и принимать решения.   

        Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.

 

 

свернуть